Корлеоне, Станиславский и Де Ниро: главное, что нужно знать об отмечающем 78-летие Аль Пачино.
Аль Пачино – американский актер театра и кино, уже при жизни заработавший право именоваться столпом Голливуда: в его фильмографии значатся такие культовые образы кинематографа, как Майкл Корлеоне, Тони Монтана, полковник Слэйд и даже сам Дьявол.
Альфредо (он же Аль, он же Эл) Пачино родился в Нью-Йорке в семье италоамериканцев, которые развелись, когда мальчику было два года. Вырос Аль в Бронксе, где жили родители его матери (прибывшие в Америку из сицилийского города под названием, ну разумеется, Корлеоне), а учиться бросил, увлекшись актерством (и подрабатывая то уборщиком, то посыльным).
Нюансы системы Станиславского и иные азы профессии юный Пачино постигал в знаменитой Актерской студии под руководством Ли Страсберга (впоследствии игравшего вместе с учеником во втором «Крестном отце» и «Правосудии для всех»). C 1994 года Пачино, наряду с Эллен Берстин и Харви Кайтелом, является одним из президентов Актерской студии.
Голливудским прорывом актера стала, как известно, роль Майкла Корлеоне в «Крестном отце» — на которую также претендовали Уоррен Битти, Роберт Редфорд, Джек Николсон и еще один вчерашний дебютант Роберт Де Ниро. Примечательно, что наигравший на оскаровскую номинацию Пачино соответствующую церемонию проигнорировал, возмутившись, что его роль сочли второплановой.
Неоднозначными выглядят со стороны отношения Пачино и Френсиса Форда Копполы. Это режиссер навязал студийным боссам кандидатуру Эла, когда о нем мало кто слышал, и он же угрожал начать сиквел «Крестного отца» с похорон Майкла, узнав, что свое возвращение к сделавшей ему имя роли актер оценил в 7 миллионов долларов (стороны сошлись на пяти). А еще Пачино успел отказаться от съемок в «Апокалипсисе сегодня», сказав, что сделает ради Френсиса «что угодно — но на войну с ним не пойдет».
Даже отказавшись от ролей в «Апокалипсисе сегодня», «Крамера против Крамера», «Близких контактах третьей степени» и, чтобы мало не показалось, «Звездных войнах», Аль практически ничего не потерял. Эффектные, один другого краше, перформансы в «Крестных отцах», «Серпико», «Собачьем полдне» и «Правосудии для всех» заработали ему пять номинаций на «Оскар» за семь лет — и репутацию одного из лучших актеров щедрого на таланты поколения.
Заветный (и многажды заслуженный) «Оскар» Пачино выиграл с восьмой (и второй за отдельно взятую церемонию) попытки — за роль красноречивого слепца в безбожно затянутой и навязчиво поучительной драме «Запах женщины». В тот же вечер Аль стал первым в истории обладателем «Оскара» лучшему актеру, одновременно претендовавшим и на статуэтку в категории «Лучшая мужская роль второго плана».
Вторую за год оскаровскую номинацию Пачино принесла роль в экранизации награжденной Пулитцером и «Тони» пьесы Дэвида Мэмета «Гленгарри Глен Росс». Интересно, что пару десятилетий спустя Аль (сам дважды лауреат «Тони») блеснул на Бродвее в роли, которую на экране играл Джек Леммон. Еще интереснее, что также отличившийся в фильме Алек Болдуин защитил посвященную Пачино диссертацию.
На «Оскар» Пачино не номинировался с момента его памятного дубля, но тут академиков в кои-то веки можно понять: на Голливуд актер в последнее время чихал. Главные актерские удачи Эла в этом веке достались HBO, причем роли в мини-сериале «Ангелы в Америке» и телефильме «Вы не знаете Джека» принесли ему идентичный — и увесистый — призовой хет-трик: «Эмми», «Золотой глобус» и премию актерской гильдии.
Пачино — убежденный холостяк, хотя за без малого полвека в Голливуде он был замечен в романтических связях с коллегами Дайан Китон, Джилл Клейберг, Пенелопой Энн Миллер и Беверли Д’Анджело. У сегодняшнего именинника трое детей (старшей — 28, младшим — по 16), а теперешняя герлфренд Эла — Лусия Сола, аргентинская актриса вдвое его младше.
Куда интереснее, чем его личная жизнь, поклонникам Пачино видится его многолетний спор с Де Ниро. Некогда главные соискатели неофициального титула величайшего актера современности, Эл и Бобби успели сыграть вдвоем в трех фильмах: великом, но порознь («Крестный отец»), великом, но в одной-единственной сцене («Схватка») и никудышном («Право на убийство»). Исправить положение планируют Мартин Скорсезе и спонсирующий его новый проект Netflix: в ожидающемся через год или два «Ирландце» Де Ниро и Пачино сыграют главные роли.