Содержание
22 мая — День рождения великого Шарля Азнавура.
«От имени нашего народа и от себя лично сердечно поздравляю Вас с днем рождения. В этот момент поворотных изменений в жизни Армении история Вашей жизни и деятельности является более чем образцовой, потому что доказывает, что человеческая воля и последовательность не знают запретов, и любая цель досягаемая, если у тебя есть мечта, уверенность, терпение и вера», — отмечено в послании лидера новой Армении Никола Пашиняна.
Первые гастроли Шарля Азнавура на исторической родине состоялись в самом начале 60-х годов. Уже тогда он был живой легендой для меломанов всего мира. Можно себе представить, что творилось вокруг здания филармонии. А на сцене…
Его ум, манера держаться, пластика, юмор, живость вызывали прилив энтузиазма, рождали парадоксальные чувства радости, печали… Между тем на сцене, казалось, ничего особенного не происходило. Просто человек невысокого роста, застенчивый чем-то «мучился», «болел». И как бы через силу признавался публике в этом «недуге». Но зрители тотчас проникались его болью, разделяли его печаль. Вдобавок ко всему — своеобразный сочный французский язык. Слова и фразы были отчеканены с такой образной точностью, с таким вкусом, что рождалось сравнение с ювелирным делом. Было видно, что он боготворил аудиторию, и она отплатила ему беззаветной любовью.
Сколько раз его вызывали на бис!.. Весь зал стоя оглушительно скандировал: «Еще, еще!» Он уже ушел в гримерную, но его оттуда вытащили на сцену с полотенцем вокруг шеи. Последний взмах руки. Зал снова разразился отчаянными аплодисментами. Нет! Никто не хотел мириться с его уходом, с окончанием долгожданной встречи. Потом, после его отъезда, песни Шарля Азнавура сопровождали нас повсюду. Они звучали из окон домов, в такси… С затаенной грустью пел он о неразделенной любви, о том, как одиноко человеку в этом огромном мире человеческого равнодушия, о счастье бытия. Но песни эти были не слащавы, не сентиментальны. Личные переживания перерастали в социально осмысленные размышления о жизни, добре, красоте, об истинных человеческих ценностях.
БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ НАСЧИТЫВАЕТ его концертный стаж, начальной точкой отсчета которого явилось первое публичное выступление на сцене парижского «Альгамбра-Синема», когда никому не известный юноша осмелился петь любовные песенки и был освистан. А через несколько лет на этой же сцене он навсегда завоевал сердце Парижа. Временная дистанция огромного размера, прошедшая с той поры, не могла, естественно, не сказаться на физических силах кумира миллионов, что в какой-то мере ощущалось на его недавнем концерте в СКК. Но она же, дистанция эта, гигантский творческий путь и опыт великого певца и уникальной личности вновь подарили нам образцы того искусства, когда каждая песня, фраза, штрих, жест, каждая деталь, архитектоника гармоничного развития музыкальной драматургии песни являют собой совершенный пример исполнительского мастерства.
Ереванский концерт стал еще одним подтверждением слов, сказанных когда-то в адрес Шарля: «Этот голос, который, кажется, стоит на грани катастрофы и в любое время может охрипнуть и смолкнуть, величавый голос страдающего одышкой, но мужественно покоряющего вершину альпиниста, глухой и растерзанный голос раненой птицы, роняющей на сцену вместе с перьями дивные песни любви, этот извивающийся в агонии страдивариус, этот голос кажущегося потухшим вулкана, который изливает слова скорее сердцу, нежели для слуха… слышен во всем мире».
Азнавур объездил весь мир, и везде его встречали овациям. Но он никогда не прекращал поиски и всегда был требователен к себе. Вот что писал один из французских журналистов после триумфального концерта в знаменитой «Олимпии»: «Он принимал восторженные «браво» с неподвижным, открытым лицом, как клоун — пощечины. Но мы видели, как дрожало его маленькое тело, казавшееся еще более хрупким из-за костюма цвета ночной синевы…»
Одержимость, Благородная строгость, Буйная сила и Романтическая свобода, Неукротимая страсть. И всегда — ясная мысль, чувство меры и стиля.
Находясь вдали от исторической родины, он никогда не отрывался от родной почвы. Но именно там, во Франции, он раскрылся как самобытный художник и состоялся как самая яркая звезда первой величины. И правы те, кто считает, что самобытность приходит только к тем, кто ее не искал.
К 60-Й ГОДОВЩИНЕ ГЕНОЦИДА АРМЯН Азнавуром и его постоянным соавтором Жоржем Гарваренцем была написана песня «Они пали». Тема Армении отражена в его песнях «Автобиография», «Джан», «Нежная Армения»… Вместе с дочерью Седой он неповторимо и блистательно исполняет песни Саят-Новы. Связи Азнавура с Арменией усилились особенно после землетрясения 1988 года. Он основал благотворительную ассоциацию «Азнавур для Армении» и осуществил несколько акций по сбору помощи пострадавшим. Около 90 французских певцов и актеров приняли участие в записи видеоклипа «Для тебя, Армения!»
Любовная лирика Шарля душевна, предельно искренна, открыта, как и сам поэт, исполнитель, актер и общественный деятель Шарль Азнавур. Верность — достоинство, также определяющее человеческий и артистический образ артиста. Верность идеалам добра, Верность матери и отцу, Верность друзьям, исторической родине.
… Вспоминается один из концертов Азнавура в Ереване под открытым небом. Площадь Республики, украшенная флагами Франции и Армении. Невероятная атмосфера в городе. Заполнена не только площадь, но и прилегающие к ней улицы, заняты все пространства, где можно стоять. Все ждут выступления Азнавура и его друзей — звезд французской эстрады.
Зрелище ослепительное, все сливается воедино — красота вечерней площади, окружающей архитектуры и восторженный шум зрителей. Особую торжественность происходящему придает присутствие на концерте президентов Франции и Армении Жака Ширака и Роберта Кочаряна, первых леди двух стран Бернадетт Ширак и Беллы Кочарян, высокопоставленной французской делегации, официальных лиц Армении, гостей столицы и многочисленных ереванцев.
После приветственных слов актера Бриали, известного по фильмам «Красавчик Серж и Жан» Клода Шаброля, «Женщина есть женщина» Люка Годара, и актрисы Лин Рено начался концерт, который оказался неповторимым по составу исполнителей и чисто французскому шарму. Нана Мускури, Дани Бийон, Изабель Буле, Элен Сегара, исполняющая роль Эсмеральды в мюзикле Notre Dame de Paris — каждая по-своему представила самое яркое зрелище, что в состоянии дать артист-исполнитель, наделенный божественным даром покорять сердца. С особой радостью слушатели встречают легендарного Мишеля Леграна, единственного из композиторов лауреата трех «Оскаров» и пяти «Грэмми» за музыку к кинофильмам, число которых перевалило за 200, не считая песен, мюзиклов и симфонических произведений.
КУЛЬМИНАЦИЕЙ КОНЦЕРТА СТАЛО ВЫСТУПЛЕНИЕ самого виновника торжества — Шарля Азнавура, с именем которого в нашем представлении возникает не только образ великого певца, поэта, композитора, киноактера, исключительного по своей одаренности, воспитанного на наследии богатой и многообразной культуры Франции, но и верного сына Армении, мечтающего видеть родину предков свободной и счастливой. Когда он запел, показалось, что время измеряется по каким-то другим законам: мало или много прошло часов, неизвестно. Череда знакомых и незнакомых песен следует одна за другой. Вдохновение, как магнитная стрелка компаса, нигде не сходит с кульминационной точки совершенства. И публика, чувствуя исключительность происходящего, вызывает артиста вновь и вновь. Когда Азнавур исполнил последнюю песню, на глазах многих были слезы. И вовсе не надо было быть сентиментальным, чтобы почувствовать уникальность этого момента, ощутить радость своей сопричастности ему, смешанную с грустью расставания. Но глаза самого Шарля сияли, он восторженно смотрел на публику, словно желал крикнуть на весь мир: вот моя Армения, вот каков ее народ! Вспышки ослепительного фейерверка расцветили вечернее небо Еревана. Слушатели не могли расстаться с площадью, где состоялся праздник, подаренный нам великим шансонье, который всегда будет тем, кто он есть, — ослепительным артистом и символом двух стран — Армении и Франции.
Чем объяснить, что и теперь, в этом преклонном возрасте, его голос не увядает? И все, что являет собой имя Азнавура, продолжает оставаться живым фактом современности, непостижимым в своем совершенстве.
Чисто физиологически его голос трудно назвать феноменом, но как художественный феномен он уникален. Ничто не устарело в его исполнении, ничто не требует исторической коррекции.