23 июля могло бы исполниться 72 года знаменитому советскому актеру и режиссеру Александру Кайдановскому, но ему было отведено всего 49 лет жизни. Зрители помнят Кайдановского по фильмам «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Десять негритят» и «Сталкер». Его называли самым загадочным актером советского кино и самым сложным в общении, но все, с кем ему доводилось сталкиваться, в один голос говорили о том, что это были самые яркие и незабываемые впечатления. Загадка Сталкера так и осталась неразгаданной…
Саша Кайдановский с родителями | Фото: 24smi.org
Александр Кайдановский – студент Днепропетровского сварочного техникума, 1960 | Фото: kino-teatr.ru
Актер и режиссер Александр Кайдановский | Фото: kino-teatr.ru
Впрочем, даже после того, как он нашел свою настоящее призвание и выбрал актерскую профессию, с учебой дела обстояли не намного лучше. Сначала он поступил в Ростовское училище искусств, но рассорился с режиссером и перевелся к другому преподавателю. После окончания учебы Кайдановский переехал в Москву, поступил во МХАТ, но через два месяца решил оттуда уйти: «Не могу! Портреты Станиславского и Немировича-Данченко с таким укором смотрят, что вздохнуть нельзя…». Он перешел в Щукинское училище, но и там вскоре начал жаловаться на то, что умирает от тоски. Ночи напролет Кайдановский пил вино и читал стихи вместе со своими однокурсниками, часто ввязывался в драки и заслужил репутацию дебошира. За пьянство и прогулы его не раз удаляли со съемочной площадки.
Актер и режиссер Александр Кайдановский | Фото: kino-teatr.ru
Поначалу его профессиональная жизнь не складывалась: стоящих ролей ни в театре, ни в кино не предлагали, и актер Михаил Ульянов даже советовал ему вернуться в Ростов и устроиться в местный театр. Но и тут Кайдановский поступил по-своему – в 27 лет ушел в армию. Но именно благодаря тому, что местом его службы стал кавалерийский полк при «Мосфильме», он получил свою первую звездную роль – поручика Лемке в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». А в 1979 г. Кайдановский сыграл главную роль в легендарном фильме Андрея Тарковского «Сталкер», которая стала его визитной карточкой и вершиной творческого пути.
Александр Кайдановский в фильме *Первая любовь*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Игрок*, 1972 | Фото: kino-teatr.ru
Кайдановский часто конфликтовал с коллегами-актерами и режиссерами, редко шел на уступки, мог отказаться от съемок, если что-то его не устраивало. «Он понимал, что нарывается на неприятности, тем не менее ему было проще и приятнее нарваться на любые неприятности, нежели делать то, чего от него хотят», – говорил о нем режиссер Сергей Соловьев. Таким же он был и в личной жизни. Кайдановскому было проще разорвать отношения, чем пойти на уступки и попытаться что-то в себе изменить. Актер не верил в долгую и счастливую семейную жизнь и всегда уходил первым. Возможно, причиной этого был страх быть покинутым, преследовавший его с самого детства.
Александр Кайдановский в фильме *Крах инженера Гарина*, 1973 | Фото: kino-teatr.ru
Актер и режиссер Александр Кайдановский | Фото: tvc.ru и 24smi.org
Его друг Леонид Филатов о нем говорил: «Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный – он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист…».
Кадр из фильма *Свой среди чужих, чужой среди своих*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Свой среди чужих, чужой среди своих*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru
После Сталкера ему казалось, что ролей подобного уровня больше не было, а «играть бухгалтеров», по его словам, после съемок у Тарковского он не мог и не хотел. Постепенно к нему пришло полное разочарование в актерской профессии: «Вот это ощущение твоей полной зависимости, твоей полной несвободы, твоего отчаянного положения, в котором пребывает каждый артист, но тщательно это скрывает, меня всегда приводило в ужас. Я страдал от этого». И Кайдановский попробовал свои силы в новой профессии – он стал режиссером. Он учился на курсе у Андрея Тарковского, в после того, как тот эмигрировал за рубеж, перешел к Сергею Соловьеву.
Александр Кайдановский и Евгения Симонова в фильме *Под крышами Монмартра*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Огненный мост*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Режиссерские работы Кайдановского не заслужили массового признания и успеха у зрителей и доходов не принесли. Актерская профессия его больше не интересовала, все предложения режиссеров он отвергал. Последней режиссерской работой Кайдановского стал музыкальный клип на песню «Гарсон №2» Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум». После этого он не снимался и сам не снимал, объясняя это тем, что наступила эра «дурного кино». В последние годы Кайдановский писал сценарии и читал лекции на сценарных курсах.
Александр Кайдановский в фильме *Сталкер*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Сталкер*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Какими только эпитетами его ни награждали: странный, нелюдимый, мистический, неприкаянный, несносный, необъяснимый – но при этом всегда добавляли «гений». Когда в декабре 1995 г. после третьего инфаркта 49-летний Александр Кайдановский ушел из жизни, говорили, что с ним умерла целая эпоха советского кино – интеллектуального, элитарного, искусства «не для всех». Первая жена актера Ирина Бычкова говорила: «Саша считал, что в тридцать с чем-то – наивысший пик творчества, а к сорока годам все заканчивается. Поэтому не мыслил себя старым, не за жизнь, а за пик творчества цеплялся. И на свой пик он забрался».
Кадр из фильма *Десять негритят*, 1987 | Фото: kino-teatr.ru
Александр Кайдановский в фильме *Десять негритят*, 1987 | Фото: kino-teatr.ru
Актер всегда пользовался огромной популярностью у женщин и без труда покорял сердца первых красавиц советского кино.