Содержание
Потеря любимого человека, жажда свободы, невозможность найти родственную душу… У одиночества много причин, и вопросов тоже немало: чем нас пугает уединение? А близость с другими? От чего мы бежим, добровольно выбирая затворничество? Несколько фильмов об этом.
1. «ОНА» (2013), РЕЖ. СПАЙК ДЖОНС
В ролях: Хоакин Феникс, Скарлетт Йоханссон, Эми Адамс.
О чем? О мире будущего, в котором нарастает отчуждение, а чувства и отношения все чаще переводят на аутсорсинг. О мире, где операционная система становится идеальным спутником жизни — другом, партнером, психоаналитиком, и где вопрос «Можно заглянуть в твой жесткий диск?» звучит интимно до неприличия.
Зачем смотреть? Задуматься о том, что делает нас по-настоящему живыми, — о мире физических ощущений, природе эмоций. И о сути человеческих связей, любовных отношений, которые в каждом отдельном случае уникальны.
Цитата: «Прямо сейчас ты с кем-то еще разговариваешь? И много таких? — 8316. — А ты из них кого-нибудь любишь? И много таких? — 641. — Это же ненормально! — Я все понимаю, но это нисколько не меняет моего отношения к тебе».
2. «НИКТО МЕНЯ НЕ ЛЮБИТ» (1994), РЕЖ. ДОРИС ДЁРРИ
В ролях: Мария Шрадер, Пирре Занусси-Блисс.
О чем? У 29-летней сотрудницы Кёльнского аэропорта Фанни слишком много требований к потенциальному партнеру. И еще больше неуверенности и претензий к себе. Она не заедает одиночество и не напивается, как ее последовательница Бриджит Джонс, зато ведет себя по-своему эксцентрично: посещает сеансы ясновидения, а дома спит в самодельном гробу.
Зачем смотреть? Одиночество, как и депрессия, может перерасти в хроническую форму. Разорвать замкнутый круг призваны любые действия, помогающие установить контакт с другими людьми, даже курсы по праву выбора смерти, которые посещает Фанни. Общение с тем, кому еще хуже, пробуждает желание помочь. Ты чувствуешь, что кому-то нужен, — и вот ты уже не так одинок.
Цитата: «Ты ведь никогда не жертвовала собой ради кого-то. Ты думаешь только о себе, только о том, достаточно ли тебя любят».
3. «В ДИКИХ УСЛОВИЯХ» (2007), РЕЖ. ШОН ПЕНН
В ролях: Эмиль Хирш, Хэл Холбрук.
О чем? О безудержном стремлении к свободе от привязанностей, отношений, материальных благ, стабильности и прочих завоеваний цивилизации. Многие задумываются об эскапизме, о судьбе изгоя, бродяги, но мало у кого хватает смелости (или безрассудства?) осуществить то, что сделал 21-летний Крис. — порвать с миром людей и целиком зависеть лишь «от листьев и ягод».
Зачем смотреть? Задаться множеством вопросов — о цене и смысле безграничной свободы. О назначении человека. О плюсах и минусах добровольного уединения. И обнаружить, что кому-то принятие простого факта, что «счастье существует лишь тогда, когда есть с кем его разделить», может стоить жизни.
Цитата: «Вы ошибаетесь, если думаете, что радость жизни заключается лишь во взаимоотношениях. Смотрите, сколько всего дал нам Господь, радость во всем, в любом новом опыте. Людям просто нужно взглянуть на мир иначе».
4. «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ УВЕ» (2015), РЕЖ. ХАННЕС ХОЛМ
В ролях: Рольф Лассгорд, Бахар Парс.
О чем? Старик Уве Линдал потерял жену, а вскоре его уволили с любимой работы, предложив «подумать о личностном росте». Результат — депрессия, крайняя степень отчаяния и намерение покончить с собой. У такого сильного чувства безысходности нет ни срока давности, ни возраста, и для того, чтобы вернуть веру в себя и желание жить, просто необходима помощь окружающих.
Зачем смотреть? Понять, что причина раздражительности, склочности и мизантропии кого-то из наших знакомых часто не в трудном характере, а в их неспособности совладать с душевной пустотой и ощущением собственной ненужности. И осознать, что одного шага навстречу может быть недостаточно, нужен второй шаг и третий…
Цитата: «Ты почему-то решил, что на этой планете ты единственный, кто может обойтись без помощи. А знаешь, Уве, никто не выдержит в одиночку. Никто, даже ты».
5. «ИЗГОЙ» (2000), РЕЖ. РОБЕРТ ЗЕМЕКИС
В ролях: Том Хэнкс, Хелен Хант.
О чем? Вариаций сюжета о Робинзоне Крузо, истории выживания человека в одиночку в сложных условиях, в кино довольно много, самые яркие из последних — «Я-легенда» и «Марсианин». Здесь же на необитаемом острове оказался сотрудник службы доставки FedEx, благополучный американец Чак Ноланд.
Зачем смотреть? В отличие от героя фильма «В диких условиях», он вырван из повседневной жизни и изолирован от человеческого сообщества не по доброй воле, а вынужденно. Но именно такой радикальный опыт позволяет полностью переоценить свою жизнь, отношения с другими людьми, отсечь незначительное и правильно расставить приоритеты.
Цитата: «Лучше я рискну и сгину в океане, чем всю жизнь буду сидеть на этом проклятом острове, общаясь с волейбольным мячом!»
6. «ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА» (2003), РЕЖ. СОФИЯ КОППОЛА
В ролях: Билл Мюррей, Скарлетт Йоханссон.
О чем? О том, что иногда приходится оказаться в чужой стране, в незнакомом пространстве и в абсолютной дисгармонии с окружающим миром, чтобы встретить, возможно, самого близкого по духу человека и пережить с ним счастливые моменты полного взаимопонимания.
Зачем смотреть? Решиться на самостоятельное путешествие в чужую страну — пожалуй, это самая безобидная и краткосрочная форма одиночества, — чтобы отрешиться от повседневности, встретиться лицом к лицу со своими мыслями и желаниями и попробовать жить в своем собственном ритме.
Цитата: «Каждый хочет, чтобы его нашли».
7. «ПЛЮС ОДИН» (2008), РЕЖ. ОКСАНА БЫЧКОВА
В ролях: Мадлен Джабраилова, Джетро Скиннер.
О чем? Когда-то в детстве Маша доверила своей подруге самое сокровенное — и та высмеяла ее. Страх открыться кому-то, проявить свои истинные эмоции остался в ней на всю жизнь. В свои 30 с небольшим Маша предпочитает закрытую жизнь — наедине со словарем и английскими книгами.
Зачем смотреть? Узнать себя и — почему бы и нет? — оглянуться вокруг в поисках «своего» Тома — жизнерадостного, открытого, который «разбудит» вашего внутреннего ребенка, поможет расслабиться, вернет радость и полноту жизни. Иногда в этом помогает и психотерапия.
Цитата: «В детстве я хотела танцевать. Я танцевала, придумывала танцы. Даже однажды показала их подружке. Она сказала… Она сказала, что это неуклюже и глупо, и чтобы я никому этого больше не показывала…»
Источник